Компания профессиональных услуг АФИНА



Компания
профессиональных
услуг
г.Ростов-на-Дону
 

Цель обучения – научить обходиться без учителя....



Статьи по недвижимости

 
 
 
    
 
 Прием заявок на продажу жилья Карта сайта
 
Записки юриста К оглавлению
Новое в законодательстве об обороте земель с/х назначения

Новое в законодательстве об обороте земель с/х назначения



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБОРОТА
ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 1

Внести в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 ("Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации", 1993, N 10, ст. 357) следующие изменения:
абзац пятый статьи 71 изложить в следующей редакции:
"При переходе имущества по праву наследования к государству или муниципальному образованию свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления. Оценка стоимости наследуемого государством или муниципальным образованием имущества не осуществляется, а выдача свидетельства о праве на наследство осуществляется без взимания государственной пошлины или иной платы.".

Статья 2

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) следующие изменения:
1) статью 284 изложить в следующей редакции:

"Статья 284. Изъятие земельного участка в связи с его неиспользованием

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо для строительства и не используется для соответствующей цели, в течение установленного законодательством срока. Случаи, когда земельный участок может быть признан неиспользуемым и может быть изъят, определяются земельным законодательством.";

2) статью 285 изложить в следующей редакции:

"Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований в области использования и охраны земель, установленных земельным законодательством.";

3) пункт 1 статьи 286 изложить в следующей редакции:
"1. Изъятие земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, осуществляется путем продажи таких земельных участков с публичных торгов в форме открытого аукциона.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков, а также порядок подготовки и принятия таких решений определяются земельным законодательством.";
4) пункт 6 статьи 447 изложить в следующей редакции:
"6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, проводимым в соответствии с решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством.".

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 25, 40; N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3287; N 52, ст. 5498; 2007, N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 48, ст. 5812; 2008, N 20, ст. 2251; N 52 (ч. 1), ст. 6219; 2009, N 1, ст. 14) следующие изменения:
1) в статье 22.2:
а) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. Государственная регистрация права на земельный участок, образуемый в результате выдела в счет долей в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности более пяти лиц (далее - земельные доли), может быть осуществлена на основании заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием собственников земельных долей в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Полномочия названного лица подтверждаются выпиской из протокола общего собрания, заверенной органом местного самоуправления.";
б) подпункт 1 пункта 3 после слов "из которого образованы земельные участки" дополнить словами "(далее - исходный земельный участок).";
в) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1. К заявлению о государственной регистрации прав на земельный участок, образуемый в результате выдела в счет земельных долей, прилагаются следующие документы:
1) в случае образования земельного участка в результате выдела в счет земельных долей на основании объявления собственника земельных долей - документы, подтверждающие права на земельные доли, и экземпляр газеты, содержащий публикацию о выделении земельного участка;
2) в случае образования земельного участка в результате выдела в счет земельных долей с использованием согласительных процедур, установленных субъектами Российской Федерации, - документы, подтверждающие права на земельные доли, и документ, свидетельствующий о разрешении земельного спора с использованием установленных субъектом Российской Федерации согласительных процедур;
3) в случае образования земельного участка в результате выдела в счет земельных долей на основании решения суда - документы, подтверждающие права на земельные доли, и решение суда;
4) в случае образования земельного участка в результате раздела на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения - документы, подтверждающие права на земельные доли, копия протокола общего собрания участников долевой собственности на исходный земельный участок об утверждении проекта образования земельных участков, списков их собственников и размера их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.";
г) дополнить пунктами 8 - 12 следующего содержания:
"8. В случае если право на исходный земельный участок было зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, при государственной регистрации права собственности на образуемый земельный участок в Единый государственный реестр прав в отношении исходного земельного участка, который сохраняется в измененных границах (далее - измененный земельный участок), вносятся необходимые изменения. Данные изменения вносятся государственным регистратором без соответствующего заявления и уплаты государственной пошлины.
Размер доли в праве собственности на образуемый или измененный земельный участок определяется государственный регистратором на основании заявлений:
собственников образуемого или измененного земельного участка или их представителей, в том числе в соответствии с соглашениями, заключенными данными лицами, об определении размера долей в общей долевой собственности на земельный участок;
на основании заявления лица, уполномоченного общим собранием участников общей собственности на исходный земельный участок в порядке, предусмотренного Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в соответствии с протоколом общего собрания собственников земельных долей - в отношении данного и образованного из них земельных участков.
9. Если в заявлении о регистрации прав на образуемый в счет земельной доли земельный участок или в приложенных к нему документах не приводится расчет размера долей в праве на образуемый земельный участок, находящийся в собственности нескольких лиц, или отсутствует подтверждение их совместной собственности на образуемый земельный участок, в государственной регистрации прав на такой земельный участок должно быть отказано.
10. Если в заявлении о регистрации прав на образуемый в счет земельной доли земельный участок или в приложенных к нему документах не приводится расчет размера долей в праве общей собственности на изменяемый земельный участок, расчет размера долей в праве на изменяемый земельный участок осуществляется государственным регистратором с учетом изменившегося состава участников долевой собственности и размера выделенных земельных долей. Данное правило не применяется, если ранее права участников долевой собственности на земельный участок, из которого выделяется земельный участок в счет земельной доли, не были зарегистрированы или не были выражены в виде правильной дроби. Если права участников долевой собственности на исходный земельный участок были зарегистрированы, а размер принадлежащих им долей не был выражен в виде правильной дроби, государственный регистратор вносит изменения только в состав участников права общей собственности на измененный участок, исключая из них собственников образуемого земельного участка.
11. При регистрации права на образуемый земельный участок не допускается требовать представления кадастрового паспорта измененного земельного участка.
12. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", образование земельных участков может осуществляться без согласия арендатора или залогодержателя земельного участка.";

2) дополнить статьей 24.1 следующего содержания:

"Статья 24.1. Особенности регистрации прав на земельные доли

1. Права на земельные доли могут быть зарегистрированы на основании заявления участника долевой собственности на земельный участок или его представителя, полномочия которого могут быть подтверждены доверенностью, заверенной нотариально или должностным лицом органа местного самоуправления, а также на основании заявления лица, уполномоченного общим собранием участников общей собственности на данный земельный участок. В таком случае к обращению уполномоченного лица прилагаются документы, подтверждающие его полномочия: копия протокола (выписка из протокола) общего собрания участников общей собственности на земельный участок, заверенная должностным лицом органа местного самоуправления.
2. Для регистрации права на земельную долю описание земельного участка, в составе которого находится земельная доля, представляется по выбору заявителя в виде кадастрового паспорта или кадастровой выписки о земельном участке.
Предоставление данных документов не требуется в случае, если один из названных документов уже помещен в дело правоустанавливающих документов.
3. При регистрации перехода права собственности на земельную долю вследствие ее продажи представляются документы, подтверждающие возможность совершения сделок с земельными долями. Данное правило не применяется, если в отношении покупателя земельной доли зарегистрировано право на земельную долю в составе того же земельного участка либо права арендатора на тот же земельный участок.
4. Документами, подтверждающими возможность совершения сделки купли-продажи с земельными долями, являются:
1) документы, удостоверяющие права покупателя на земельную долю, находящиеся в том же земельном участке, что и приобретаемая земельная доля;
2) иные документы, подтверждающие права пользования покупателя земельной доли на использование земельного участка, в составе которого находится земельная доля.
5. В случае если право на земельную долю приобретает один из участников долевой собственности, чье право на земельную долю не было зарегистрировано, права на приобретенную и имевшуюся у заявителя земельные доли могут быть зарегистрированы одновременно.
6. Наличие зарегистрированного договора аренды в отношении земельного участка, в составе которого находится земельная доля, не является препятствием для регистрации перехода права на земельную долю к арендатору данного земельного участка.";

3) статью 30.2 изложить в следующей редакции:

"Статья 30.2. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности

1. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от этого права собственности него осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или обладателя земельной доли.
2. К заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок или земельную долю. Предоставление кадастрового паспорта такого земельного участка не требуется. Предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок или земельную долю не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
3. При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от этого права собственности, которое ранее не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правила пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона не применяются.
4. В течение пяти дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от этого права собственности орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить уведомление об этом в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации такой земельный участок будет относиться к собственности субъекта Российской Федерации, или в орган местного самоуправления, если в соответствии с земельным законодательством такой земельный участок или такая земельная доля будут относиться к собственности муниципального образования, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок или земельную долю.".

Статья 4

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340) следующие изменения, дополнив пункт 1 статьи 394 подпунктом 3 следующего содержания:
"3. В отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, признанных судом неиспользуемыми, ставка земельного налога устанавливается в размере 1,2 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Увеличение ставки земельного налога осуществляется на основании обращения органа местного самоуправления, к которому прилагается копия судебного решения, подтверждающего признание судом земельного участка неиспользуемым и копия документа, подтверждающего невозможность его продажи на публичных торгах. Увеличение ставки земельного налога осуществляется с налогового периода, следующего за периодом, в котором было подано соответствующее обращение органа местного самоуправления.".

Статья 5

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3597) следующие изменения:
1) дополнить статью 11.1 абзацем вторым следующего содержания:
"Многоконтурным земельным участком является земельный участок, представляющий собой совокупность обособленных, не имеющих общих границ частей земной поверхности, отнесенных к одному целевому назначению и находящихся в собственности у одного лица (одних лиц). Границы многоконтурного земельного участка представляют совокупность замкнутых контуров, определенных в соответствии с федеральными законами. Правила, установленные настоящим Кодексом в отношении земельных участков распространяются в равной степени на многоконтурные земельные участки, если настоящим Кодексом либо федеральным законом не установлено иное.";
2) в статье 11.2:
а) дополнить пункт 1 статьи 11.2 абзацем вторым следующего содержания:
"Многоконтурные земельные участки образуются вследствие выдела из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также вследствие раздела, перераспределения или объединения многоконтурных земельных участков, выдела земельных участков в счет долей в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности более пяти лиц (далее - земельные доли).";
б) дополнить пункт 2 абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"Многоконтурный земельный участок прекращает свое существование, если в результате его раздела на земельные участки, образования из него новых земельных участков, либо в результате уточнения местоположения его границ в его составе останется единственная часть земной поверхности, граница которой представляет собой один замкнутый контур земли, а также при объединении многоконтурных земельных участков.
В случаях перераспределения или раздела многоконтурного земельного участка, а также выдела земельного участка в счет земельных долей, такой участок считается измененным и не прекращает свое существование.";
3) в статье 11.7:
а) дополнить пункт 1 предложением следующего содержания:
"Земельные участки могут быть образованы в результате перераспределения смежных земельных участков и примыкающих к ним земель.";
б) абзац первый пункта 3 после слов "перераспределение земельных участков" дополнить словами "и земель";
4) статью 11.9 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Правила настоящей статьи, за исключением пункта 3, не распространяются на многоконтурные земельные участки.";
5) дополнить статьей 11.10 следующего содержания:

"Статья 11.10. Образование многоконтурных земельных участков

Многоконтурный земельный участок принадлежит собственнику земельных участков (земель), из которых он был образован, за исключением случаев выдела земельных участков в счет земельных долей. В этом случае применяются правила пункта 2 статьи 11.5 настоящего Кодекса.
Многоконтурный земельный участок может быть разделен на земельные участки, являющиеся обособленными частями земной поверхности, если это не нарушает требования к образуемым земельным участкам, установленные настоящим Кодексом и земельным законодательством. При этом право собственности на образованные вследствие раздела земельные участки принадлежит собственнику многоконтурного земельного участка, из которого они образованы, за исключением случаев выдела земельных участков в счет земельных долей. В этом случае применяются правила пункта 2 статьи 11.5 настоящего Кодекса.";

6) дополнить статьей 11.11 следующего содержания:

"Статья 11.11. Проект образования земельных участков

1. Проектом образования земельных участков является документ, определяющий границы земельных участков, которые могут быть образованы в будущем, в том числе в соответствии с соглашениями об образовании земельных участков, в соответствии с решением собственника земельных долей об их выделе и в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности более пяти лиц.
Проект образования земельных участков не составляется при наличии для данных земель утвержденных проектов межевания территории или лесоустроительной документации.
2. Проект образования земельных участков изготавливается кадастровым инженером по заказу любого лица.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления могут выступать заказчиками проектов образования земельных участков в целях:
1) предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) изъятия земельных участков в случаях, установленных статьями 54 и 55 настоящего Кодекса;
3) осуществления перераспределения земельных участков с участием земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
4) оказания помощи гражданам при оформлении ими прав на земельные участки, являющиеся садовыми или огородными земельными участками, или являющиеся земельными участками сельскохозяйственного назначения, находящимися в собственности более пяти лиц.
3. Проект образования земельных участков состоит из графической и текстовой части. До утверждения названного проекта он должен быть сшит (сброшюрован) и скреплен печатью и подписью составившего его кадастрового инженера.
Форма проекта образования земельных участков может быть установлена органом нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений.
4. В графической части проекта образования земельных участков:
1) воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровых выписок о земельных участках, из которых предполагается образовать земельные участки;
2) указывается схематическое проектное местоположение границ образуемых земельных участков, либо границ их частей, либо уточняемых границ земельных участков, схема доступа к образуемым земельным участкам;
3) объекты местности, позволяющие понимать проектное местоположение земельных участков и условные обозначения.
5. В текстовой части проекта образования земельных участков приводятся:
1) полные имена (наименования) правообладателей земельных участков, из которых предполагается образовать земельные участки (далее - исходные земельные участки);
2) вид права на исходные земельные участки и реквизиты правоустанавливающих документов, подтверждающие данные права;
3) размер долей в праве общей собственности на исходный земельный участок, если они не установлены в правоустанавливающих документах или установлены противоречиво;
4) полные имена (наименования) правообладателей образуемых земельных участков;
5) вид прав на образуемые земельные участки;
6) расчет размера долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки;
7) расчет площадей образуемых участков, в том числе исходя из расчета почвенной ценности исходных и образуемых земельных участков в случае образования земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности более пяти лиц;
8) целевое назначение и разрешенное использование исходных и образуемых земельных участков.
6. К проекту образования границ земельного участка прилагаются:
1) документы, содержащие сведения государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении исходных земельных участков;
2) копии правоустанавливающих документов на исходные земельные участки;
3) копии документов, использованных при составлении проекта (схемы землеустройства муниципального образования, схемы охраны земель, материалы почвенных обследований и т.п.);
4) техническое задание или предложения к проекту, утвержденные общим собранием участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения в случае проектирования земельных участков на данных землях;
5) копии соглашений об образовании земельных участков, о перераспределении долей, установлении или упразднении сервитутов и иных соглашений, заключаемых в связи с образованием земельных участков в соответствии с проектом, если исходным земельным участком являются земельные участки, находящиеся в частной и общей собственности, или проект составляется для перераспределения земельных участков;
6) копии документов об утверждении проекта образования земельного участка, за исключением случаев, когда утверждение осуществляется в виде надписи на проекте.
7. Проект образования земельных участков в связи с выделом земельных долей в соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" может содержать сведения только в отношении выделяемых земельных участков и их правообладателей. Иные сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, включаются в него только по желанию заказчика проекта образования земельных участков.
8. В случае если заказчиком проекта образования земельных участков выступает исполнительной орган государственной власти или орган местного самоуправления в целях, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, кадастровому инженеру должны быть предоставлены документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 6 настоящей статьи, в том числе сведения, полученные из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
9. Проект образования земельных участков составляется в срок до шести месяцев со дня подписания договора с кадастровым инженером, если договором на осуществление кадастровых работ не установлено иное.
10. Проект образования земельных участков составляется с таким расчетом, чтобы правообладатели исходных земельных участков и заказчик кадастровых работ, если он не является правообладателем исходного земельного участка, могли ознакомиться с проектом до его утверждения и представить предложения по его доработке не менее чем за месяц до дня утверждения названного проекта.
О месте и порядке ознакомления с подготовленным проектом образования земельных участков кадастровый инженер подает сообщение в порядке, предусмотренном статьей 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
11. Если договором с кадастровым инженером предусмотрена его обязанность подготовить межевые планы образуемых земельных участков, то данные планы составляются в месячный срок со дня утверждения проекта образования земельных участков, если договором не установлено иное. В данное время не включается время, необходимое для согласования местоположения границ земельных участков, когда имеется необходимость уточнения местоположения границ земельных участков.
12. Проект образования земельных участков утверждается собственниками исходных земельных участков. Исключения составляют случаи, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 2 настоящей статьи, когда утверждение данного проекта осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, определенным федеральным законодательством.";

7) в статье 31:
в пункте 5 слова "схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "проекты образования земельных участков";
в пункте 7 слова "схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "утвержденного проекта образования земельных участков";
6) в пункте 4 статьи 34 слова "схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "утвержденный проект образования земельных участков";
7) в пункте 7 статьи 36:
слова "схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "утвержденный проект образования земельных участков";
абзац второй признать утратившим силу;
8) статью 44 изложить в следующей редакции:

"Статья 44. Основания и порядок прекращения права собственности на земельный участок

1. Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу его изъятия у собственника для государственных или муниципальных нужд или изъятия земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктами 2 - 4 настоящей статьи, а также по иным основаниям, установленным настоящим Кодексом и гражданским законодательством.
2. Земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть продан с публичных торгов в порядке, установленном статьей 54 настоящего Кодекса, если его использование осуществляется с нарушением правового режима земель, в том числе если земельный участок используется не в соответствии с его целевым назначением либо его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных угодий и (или) к значительному ухудшению экологической обстановки или санитарно-эпидемиологической обстановки.
3. Земельный участок, предназначенный для строительства, может быть признан неиспользуемым и может быть продан с публичных торгов в случаях, когда он не используется на протяжении трех и более лет.
4. Земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, находящийся в частной собственности, может быть продан с публичных торгов в случаях, если такой участок признается неиспользуемым, то есть на нем более чем два года подряд не ведется сельскохозяйственное производство или иная связанная с сельскохозяйственным производством деятельность, в частности на пашне не производятся работы, предусмотренные технологией для возделывания культур и обработки почвы, на сенокосах не производится сенокошение, на пастбищах не производится выпас скота.
С учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства в субъектах Российской Федерации и основных требований к ведению сельскохозяйственного производства, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, признаки неиспользования земельных участков устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
5. В сроки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, не включается время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств непреодолимой силы, исключающих такое использование.
Срок освоения земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, которые не включается в срок, предусмотренный пунктами 2 и 3 настоящей статьи, не может составлять более двух лет.";

9) статью 45 изложить в следующей редакции:

"Статья 45. Основания и порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, по основаниям, установленным статьей 44 настоящего Кодекса для изъятия земельного участка, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
2. Прекращение прав на земельные участки в связи с его неиспользованием или использованием земельного участка с грубым нарушением правового режима земель осуществляется в порядке, установленном статьей 54 настоящего Кодекса.";

10) в статье 46:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по требованию арендодателя по основаниям, установленным в статье 44 настоящего Кодекса, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях.";
б) пункт 3 признать утратившим силу;

8) в подпункте 2 пункта 1 статьи 47 слова "пунктах 1 и 2 статьи" заменить словом "статье";
11) статью 54 изложить в следующей редакции:

"Статья 54. Порядок изъятия земельного участка в связи с его неиспользованием или вследствие использования земельного участка с нарушением требований в области охраны и использования земель

1. Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием земельного участка или вследствие использования земельного участка с нарушением требований в области охраны и использования земель, установленных законодательством, осуществляется:
1) исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
2) органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
2. Решение о признании земельного участка неиспользуемым должно быть основано на результатах проверки использования земельного участка в ходе государственного или муниципального земельного контроля.
Копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельных участков направляется лицу, у которого изымается указанный земельный участок, в десятидневный срок со дня его принятия.
3. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в пункте 1 настоящей статьи, по истечении двух месяцев вправе обратиться в суд с требованием о продаже земельного участка с публичных торгов либо о расторжении договора аренды или о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования земельным участком.
4. В случае если земельный участок не используется частично, то данный участок может быть разделен на основании решения суда, по иску органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
5. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.
6. Если публичные торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о принудительном изъятии земельного участка, по начальной цене публичных торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.
7. Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в допущенных нарушениях, от предусмотренного статьей 76 настоящего Кодекса возмещения причиненного вреда.";

12) в статье 78:
а) абзац 1 пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1. Земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей";
б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
3. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков представляют сведения об использовании, в том числе освоении, земельных участков в соответствии с установленным целевым назначением и разрешенным использованием в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области контроля за плодородием почв. Сведения предоставляются ежегодно до первого апреля года, следующего за годом, в течение которого осуществлялось использование земельного участка. Юридические лица, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, представляют сведения, предусмотренные настоящим пунктом, в составе годовых отчетов. Порядок предоставления сведений определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области использования земель сельскохозяйственного назначения.
Указанное в настоящем пункте требование не распространяется на граждан, использующих земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.
Перечень мероприятий по освоению земельного участка определяется собственником, владельцем или пользователем земельного участка на основании проекта освоения и использования земельного участка, разработанного им с учетом рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области использования земель сельскохозяйственного назначения.";
13) пункта 2 статьи 80 изложить в следующей редакции:
"2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:
1) при добровольном отказе от земельного участка;
2) при наследовании выморочного имущества,
3) при принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или аренды земельные участки в соответствии с пунктами 2, 3, 4 статьи 44 настоящего Кодекса;
4) в связи образованием земельных участков из земельных долей, находящихся в государственной или муниципальной собственности.".

Статья 6

Внести следующие изменения в статью 1151 третьей части Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552):
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Выморочное имущество наследуется муниципальными образованиями, за исключением следующих случаев:
выморочное недвижимое имущество, находящееся в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, наследуется данными субъектами Российской Федерации;
выморочное имущество, находящееся за границей Российской Федерации, а также выморочное имущество, представляющее собою оружие, ценные бумаги, ограниченное в обороте или изъятое из оборота имущество наследуется Российской Федерацией.";
2) пункт 3 признать утратившим силу.

Статья 7

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; 2005, N 30, ст. 3098; 2008, N 20, ст. 2251) следующие изменения:
1) в статье 4:
абзац второй пункта 1 исключить;
абзац третий изложить в следующей редакции:
"Не допускается образование земельного участка из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, размер которого меньше устанавливаемого субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.";
2) в статье 6:
название статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Принудительное прекращение и ограничение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения";
1) пункты 2 и 3 изложить следующей редакции:
"2. Принудительное прекращение права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права аренды, а также права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по основаниям и в порядке, установленным Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации.";
2) пункт 3 признать утратившим силу;
3) в статье 9:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Договор аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, а также соглашение об установлении частного сервитута может быть подписано лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок, без доверенности совершать сделки в отношении такого земельного участка, если условия соглашений соответствуют условиям, определенных решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок.";
4) в статье 10:
а) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:
"5.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и образованный в результате выдела земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, передается использующим земельный участок сельскохозяйственным организациям или гражданам, ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство, в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора продажи или аренды такого земельного участка в течение трех месяцев с момента регистрации права муниципальной собственности на земельный участок. При этом цена земельного участка устанавливается в размере не более пятнадцати процентов от кадастровой стоимости земельного участка, а арендная плата - в размере трех десятых процента от кадастровой стоимости земельного участка.";
б) во втором предложении пункта 7 слова "Сельскохозяйственные угодья" заменить словами "Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения", цифры "20" заменить цифрами "15";
в) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: "Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения.";
5) в статье 11 после слов "к наследникам" дополнить словами "за исключением муниципальных образований и государства";
6) в статье 12:
а) второй абзац пункта 1 изложить в следующей редакции:
"Участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, передать свою земельную долю в доверительное управление, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, отказаться от своего права на земельную долю. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным способом только после выдела земельного участка в счет земельной доли.";
б) дополнить пунктом 1.2 следующего содержания:
"1.2. Отказ от земельной доли осуществляется путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Одновременно на данную долю возникает право муниципального образования городского округа либо городского или сельского поселения, а на межселенных территориях - муниципального района по месту расположения земельного участка.";
в) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Орган местного самоуправления муниципального района вправе продать земельные доли, право собственности на которые у него возникло на основании настоящего Федерального закона, сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности без проведения торгов. Цена данных земельных долей определяется в размере 15% от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и площади, соответствующей размеру земельной доли.
Продажа земельных долей может быть осуществлена в течение шести месяцев со дня приобретения муниципальной собственности на земельную долю (земельной доли). В случае отказа пользователя участка от покупки долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган местного самоуправления обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему долей в праве общей собственности.";
г) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. В случае покупки земельной доли арендатором земельного участка внесение изменений в договор аренды земельного участка, в составе которого находится такая земельная доля, не требуется.";
7) дополнить статьей 12.1 следующего содержания:

"Статья 12.1. Невостребованные земельные доли
1. Невостребованной земельной долей признается земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Невостребованной признается также доля, собственник которой неизвестен.
Земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными долями.
2. Орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, в том числе на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия сведений о собственнике земельной доли указывается количество земельных долей, собственники которых не известны.
3. Список собственников земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, представляется органом местного самоуправления для утверждения общему собранию участников долевой собственности на земельный участок, в составе которого находятся невостребованные земельные доли.
Список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, публикуется в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и на сайте органа местного самоуправления в сети Интернет (при их наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников земельных долей. Указанная информация размещается также на информационном стенде (доске объявлений) муниципального образования.
Лица, считающие, что их необоснованно включили в этот список, вправе представить письменные возражения в орган местного самоуправления и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности. Лица, необоснованно включенные в список, могут быть исключены из него на основании решения общего собрания участников долевой собственности.
С момента утверждения списка лиц общим собранием их доли признаются невостребованными. В случае если общее собрание не было правомочно либо не приняло решение по вопросу о невостребованных земельных долях в течение четырех месяцев со дня составления списков невостребованных земельных долей, орган местного самоуправления вправе самостоятельно утвердить такой список.
Орган местного самоуправления вправе признать невостребованные земельные доли муниципальной собственностью, подав соответствующее заявление в суд.";

8) статью 13 изложить в следующей редакции:

"Статья 13. Основания для образования земельных участков из земельного участка, находящегося в долевой собственности

1. Участник (участники) долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли (долей), если это не нарушает требований к образованию земельных участков, установленных Земельным кодексам Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Местоположение земельного участка, образуемого в счет земельной доли, а также состав участников в праве собственности на образуемый земельный участок определяется решением общего собрания участников долевой собственности, утвердившем проект образования земельных участков. При этом дополнительного извещения участников долевой собственности не требуется, если выдел осуществляется в соответствии с утвержденным проектом.
3. Если решение общего собрания участников долевой собственности, названное в пункте 2 настоящей статьи, отсутствует, собственник земельной доли для выдела земельной доли заключает договор с кадастровым инженером, который готовит проект образования земельного участка в счет земельной доли (земельных долей).
4. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом площадь выделяемого земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется пропорционально почвенной ценности выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
При определении размера земельного участка, в счет земельной доли размер которой описан через баллы или гектары различных сельскохозяйственных угодий, используются коэффициенты, которые могут устанавливаться субъектами Российской Федерации.
5. Проект образования земельных участков в связи с выделом земельных долей в должен быть согласован кадастровым инженером с иными участниками долевой собственности в соответствии с порядком согласования местоположения границ земельных участков, установленным Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
О начале согласования проекта образования земельного участка должно быть подано сообщение в средства массовой информации, определенные субъектами Российской Федерации. В названном сообщении должно быть указано на кадастрового инженера, ответственного за согласование проекта образования земельных участков, и способ связи с ним, место и время ознакомления с данным проектом, сроки подачи возражений относительно местоположения образуемого земельного участка. Возражения на проект образования земельных участков должны быть обоснованы.
6. В случае если в течение тридцати дней со дня опубликования сообщения о согласовании проекта образования земельных участков от участников долевой собственности не поступят возражения относительно местоположения выделяемого земельного участка, соответствующий проект образования земельных участков считается согласованным. Кадастровый инженер обязан при составлении межевого плана составить заключение об отсутствии возражений по выделу земельного участка в счет земельных долей.
7. При наличии возражений относительно местоположения они подаются уполномоченному кадастровому инженеру. Общее собрание участников долевой собственности на земельный участок не вправе определять иное местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, по правилам пункта 5 настоящей статьи после опубликования сообщения о согласовании проекта образования земельных участков, названного пункте 6 настоящей статьи.
8. Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации.
В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде.
9. Земельные доли, являющиеся государственной или муниципальной собственностью, выделяются по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности. При этом земельные доли, являющиеся государственной или муниципальной собственностью, выделяются в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества.";

9) статью 14 изложить в следующей редакции:

"Статья 14. Особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности

1. Владение и пользование земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более пяти лиц, осуществляется в соответствии с решением участников долевой собственности на этот земельный участок. В установленных настоящим Федеральным законом случаях принимается также и решение о распоряжении данным земельным участком. Решение принимается участниками долевой собственности на общем собрании участников долевой собственности.
2. Участник долевой собственности может выдать другому лицу доверенность, удостоверенную нотариально или уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления на совершение юридически значимых действий в отношений принадлежащей данному лицу земельной доли, в том числе по голосованию на общем собрании участников долевой собственности и оформлению прав на данную земельную долю.
3. Участники общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения могут принять следующие решения:
1) о предложениях к проекту образования земельных участков из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;
2) об утверждении проекта образования земельных участков из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, в том числе земельных участков, образуемых в счет невостребованных земельных доле;
3) о перечне лиц, являющихся собственниками земельных участков образуемых из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, и размере их доли в праве собственности на образуемый земельный участок, в том числе о перечне лиц, являющихся собственниками невостребованных земельных долей;
4) о лице, уполномоченном действовать от имени участников долевой собственности без доверенности при согласовании местоположения границ, обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образованных из него земельных участков, а также уполномоченного заключать договора аренды или соглашения об установлении сервитута в отношении данного земельного участка (далее - лицо, уполномоченное участниками долевой собственности на земельный участок);
5) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;
6) об условиях установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;
7) об условиях изъятия земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, для государственных или муниципальных нужд;
8) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок, приведенных к единому выражению, если ранее данные доли были исчислены в разных выражениях.
4. Полномочия лица, уполномоченного участниками долевой собственности на земельный участок, подтверждаются выпиской из протокола или копией протокола общего собрания участников долевой собственности, удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления.
Объем и срок полномочий данного лица определяются решением, принятым участниками общей долевой собственности на земельный участок и закрепляется протоколом.
Протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок должен содержать сведения о фамилии, имени, отчестве лица, которому переданы полномочия, а также виды действий, на совершение которых уполномочено лицо, и срок, в течение которого данное лицо выполняет переданные ему полномочия. При этом срок полномочий не может быть более трех лет. Данному лицу не могут быть преданы полномочия по вопросам, которые в соответствии с настоящей статьей не могут быть решены участниками долевой собственности на земельный участок. Лицо, уполномоченное общим собранием участников долевой собственности, обязано информировать участников долевой собственности о выполнении переданных ему полномочий.
В случае смерти одного из участников общей долевой собственности лицо, уполномоченное участниками долевой собственности на земельный участок, является в силу закона доверительным управляющим в отношении земельной доли, принадлежавшей умершему лицу, в части полномочий, переданных ему общим собранием, на период до перехода прав на эту земельную долю по наследству.
Полномочия, названные в настоящем пункте, могут быть отозваны исключительно решением участников общей долевой собственности на земельный участок.
5. Участники общей долевой собственности на земельный участок, выразившие в ходе общего собрания несогласие с наделением полномочиями названного лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, передавать земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, в аренду или с условиями такого договора, в течение трех месяцев со дня государственной регистрации такого договора аренды вправе выделить земельный участок по правилам пункта 5 статьи 13 настоящего Федерального закона и распорядиться выделенным земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора на образование земельного участка не требуется, договор аренды или залога в отношении выделенного земельного участка прекращается. Бывший арендатор или залогодержатель вправе требовать возмещения убытков, причиненных досрочным расторжением договора аренды в части выделенного земельного участка.";

10) дополнить статьей 14.1 следующего содержания:

"Статья 14.1. Общее собрание участников долевой собственности

1. Общее собрание участников долевой собственности (далее - общее собрание) созывается одним из сособственников земельного участка, находящегося в долевой собственности, либо организации или граждан, использующих данный земельных участок в целях сельскохозяйственного производства, либо органа местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.
2. При организации и проведении общего собрания обеспечивается равная возможность участия в собрании всех сособственников.
Участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения извещаются о проведении общего собрания путем опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации не менее чем за сорок дней до проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о созыве общего собрания объявление также должно быть размещено на доске объявлений муниципалитета по месту расположения земельного участка. В случае если общее собрание созывается участником общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения или арендатором, о таком собрании письменно уведомляется орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
3. В уведомлении о созыве общего собрания указывается:
1) местоположение выделяемого земельного участка;
2) дата и время проведения общего собрания;
3) адрес проведения общего собрания в пределах территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка;
4) повестка общего собрания;
5) адрес и сроки ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания.
Если в предлагаемую повестку дня общего собрания включаются вопросы утверждения проекта образования земельных участков из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, в уведомлении о проведении общего собрания дополнительно указываются:
лицо, осуществившее подготовку проекта образования земельных участков, адрес его местонахождения и телефон для связи с ним, место и время ознакомления с данным проектом, сроки и адрес подачи письменных возражений на проект. При этом срок ознакомления с проектом границ образования земельных участков не может быть менее тридцати дней до дня проведения общего собрания.
4. Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 20 процентов участников общей долевой собственности или владеющие более 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок (если способ указания размера земельной доли позволяет их сопоставление).
К голосованию допускаются только лица, представившие документы, удостоверяющие личность, и подтвердившие свои полномочия документами, свидетельствующими о наличии у них права собственности на земельную долю. Ответственность за удостоверение личности лиц, допущенных к голосованию, несет должностное лицо органа местного самоуправления.
5. Решения принимаются на общем собрании простым открытым голосованием.
Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей от общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании, если способ указания размера земельной доли позволяет их сопоставление, а в ином случае - большинством голосов.
6. Для проведения общего собрания орган местного самоуправления обеспечивает составление (в случае отсутствия) и хранение перечня участников общей долевой собственности на земельный участок, предложений участников долевой собственности по пересчету размера земельных долей, приведенных к единому выражению по правилам статьи 15 настоящего Федерального закона, если ранее данные доли были исчислены в разных выражениях, составление и хранение протоколов и иных документов общего собрания.
7. Уполномоченный представитель органа местного самоуправления участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе:
удостоверяет наличие полномочий присутствующих на собрании лиц;
председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран;
подписывает протокол проведения общего собрания;
участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса.
8. Принятое на общем собрании решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на этот земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на землю. Протокол подписывается председателем и секретарем общего собрания, уполномоченным представителем органа местного самоуправления, присутствовавшем на общем собрании участников долевой собственности.
9. Протокол общего собрания составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось это общее собрание. Второй экземпляр протокола хранится в органе местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Копия утвержденного проекта образования земельных участков также передается для хранения в названный орган местного самоуправления.
10. Заверенные должностным лицом органа местного самоуправления выписки или копии протокола общего собрания, а также выписки или копии утвержденного проекта образования земельных участков выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату, покрывающую расходы на изготовление копии и выписок.";

11) в статье 15:
в первом предложении слово "полученная" заменить словами "права на которую возникли";
дополнить частями второй, третьей и четвертой следующего содержания:
"Описание земельных долей, осуществленное в виде правильной дроби, в гектарах или баллах, является юридически действительным.
Для принятия решений о расчете голосов участников долевой собственности размер долей должен быть приведен к единому выражению исходя из следующих правил:
площадь земельного участка определяется как площадь, указанная в кадастровой выписке о таком земельном участке;
при приведении к единому выражению размер земельных долей должен быть не менее, чем размер равноценных им земельных долей, описанных иным способом, а в случае, если такой пересчет невозможен для всех земельных долей, равноценность описания земельных долей обеспечивается за счет пропорционального понижения размера земельных долей, приходящихся на невостребованные земельные доли;
при приведении к единому выражению размер долей, описанных через баллы или гектары для различных сельскохозяйственных угодий, используются коэффициенты, устанавливаемые субъектами Российской Федерации;
если часть земельных долей была выражена в виде правильной дроби, все иные земельные доли должны быть также выражены в виде правильной дроби.";
12) статью 19.1 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Если до 1 июля 2011 года участники долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения не приняли решение об утверждении проекта образования земельных участков из земельного участка, находящегося в их общей долевой собственности или не зарегистрировали свое право на данный участок, орган местного самоуправления по месту нахождения данного земельного участка обязан до 1 июля 2012 года:
созвать общие собрания участников общей долевой собственности с вынесением на него вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;
обеспечить подготовку проекта образования земельных участков из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;
обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным общим собранием проектом образования земельных участков из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
4. С 1 июля 2010 года органы местного самоуправления обязаны бесплатно предоставлять сведения, необходимые для составления проекта образования земельных участков, в том числе запрошенные ими из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество при наличии следующих условий:
принято решения общего собрания о предложениях к проекту образования земельных участков;
назначено лицо, уполномоченное общим собранием;
заключен договор на подготовку проекта образования земельных участков.
Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, предоставляются безвозмездно в месячный срок лицу, уполномоченному общим собранием, на основании его заявления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие наступление условий, предусмотренных настоящим пунктом.".
Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 12, 17, 25; N 17, ст. 1480; N 30, ст. 3104; N 42, ст. 4216; 2006, N 1, ст. 10; N 8, ст. 852; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 31, ст. 3427, 3452; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 18, ст. 2117; N 21, ст. 2455; N 25, ст. 2977; N 26, ст. 3074; N 30, ст. 3801; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 24, ст. 2790; N 30, ст. 3616; N 48, ст. 5517) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 14 дополнить пунктами 34 и 35 следующего содержания:
"34) принятие по наследству выморочное имущество, если иное не установлено гражданским законодательством;
35) обеспечение законных интересов собственников земельных долей в пределах и на условиях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".";
2) часть 1 статьи 15 дополнить пунктами 29 и 30 следующего содержания:
"29) принятие по наследству выморочное имущество, которое находится на межселенной территории, если иное не установлено гражданским законодательством;
30) обеспечение на межселенных территориях законных интересов собственников земельных долей в пределах и на условиях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".";
3) часть 1 статьи 16 дополнить пунктами 39 и 40 следующего содержания:
"39) принятие по наследству выморочное имущество, если иное не установлено гражданским законодательством;
40) обеспечение законных интересов собственников земельных долей в пределах и на условиях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".".

Статья 10

Внести в Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" следующие изменения:
1) подпункт 8 пункта 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:
"8) обеспечение мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв, проведению землеустройства в отношении земель, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями;";
2) статью 13 изложить в следующей редакции:

"Статья 13. Государственная поддержка мероприятий по сохранению и повышению плодородия земель, охране сельскохозяйственных земель, проведению землеустройства

В целях реализации государственной политики, направленной на обеспечение экологического равновесия, охрану сельскохозяйственных земель, сохранение и повышение их плодородия и обеспечения устойчивого землепользования, сельскохозяйственные товаропроизводители получают государственную поддержку на проведение определенных государственной программой мероприятий, в том числе по стимулированию применения удобрений за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации, обеспечению кадастровых работ, в том числе работ по подготовке проектов образования земельных участков на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.".

Статья 11

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3597; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 7 дополнить пунктом 25 следующего содержания:
"25) количество и учетные номера контуров границы земельного участка (если земельный участок является многоконтурным);";
2) в статье 25:
в части 10 слова "учета частей этих земельных участков" заменить словами "учета многоконтурных земельных участков";
4) в части 3 в статьи 27:
пункт 1 дополнить словами "за исключением случаев кадастрового учета многоконтурного земельного участка";
пункт 2 дополнить словами "за исключением случаев кадастрового учета многоконтурного земельного участка";
пункт 3 дополнить словами "за исключением случаев кадастрового учета многоконтурного земельного участка";
пункт 4 дополнить словами "за исключением случаев кадастрового учета многоконтурного земельного участка";
5) в части 10 статье 38 после слов "проекта межевания территории" дополнить словами "проекта образования земельных участков";
6) статью 45 дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Земельные участки, учтенные в государственном земельном кадастре в качестве единого землепользования, считаются многоконтурными земельными участками.".

Президент
Российской Федерации


К оглавлению
  Наверх  
Ростов-на-Дону, ул.Мечникова, 65
Тел. (863) 244-16-74
2006-2010 © АФИНА
Сделано в арт-бюро "Ante"
Rambler's Top100